Омская Губерния
Портал Правительства Омской области

ОТРАСЛИ > Строительство и жилищно-коммунальный комплекс > Реформа ЖКХ

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на восьмом съезде партии «Единая Россия» уделил особое внимание вопросам реформирования ЖКХ и состоянию жилищного фонда. Решить проблему ветхого и аварийного жилья призван созданный в этом году Всероссийский Фонд содействия реформированию ЖКХ. Президент, в частности сообщил, что государство направляет в этот Фонд 250 миллиардов рублей. «Это в разы больше, чем в прежние годы. Если сравнить с тем, что было в прошлые годы, то там вообще был почти ноль. Это огромные деньги, и они должны быть потрачены рационально. Люди ждут от нас не траты денег, люди ждут изменений к лучшему. Они вправе на это рассчитывать».

Претендующим на получение средств Фонда необходимо соблюсти условия внедрения новых форм управления жильем (ТСЖ, управляющие компании), участия коммерческих структур на рынке ЖКХ, формирования соответствующей нормативно-правовой базы, проведения мероприятий по реформированию ЖКХ и организационно-разъяснительной работы, в том числе, с населением.

Жилищный кодекс возложил обязанность содержания жилья, в том числе и капитального ремонта, на собственников. Но при этом перед гражданами не были выполнены обязательства по капитальному ремонту за предыдущие годы.

Так, по данным статистики на 1 января 2007 года в капитальном ремонте нуждаются 25145 многоквартирных домов (15612,5 тыс. кв. метров), из которых на территории города Омска находится 2735 многоквартирных домов (9392,5тыс. кв. метров).

Признаны аварийными и подлежат расселению 747 многоквартирных домов (26,2 тыс. кв. метров). Из них на территории города Омска находятся 17 многоквартирных домов (4,8 тыс. кв. метров). По данным мониторинга технического состояния жилищного фонда на 1 июля 2007 года фактически выявлено 7186 домов, непригодных для проживания(756 тыс. кв. метров).

Поскольку для приведения в порядок жилья требуются огромные расходы, Президент Российской Федерации принял решение, поддержанное Государственной Думой, о выделении средств на эти цели из федерального бюджета. Причем, была поставлена задача, не просто дать денег, профинансировав капитальный ремонт, а стимулировать реформирование жилищно-коммунального хозяйства путем создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий посредством предоставления субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям финансовой поддержки. Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Законом Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года №185-ФЗ. С целью реализации Федерального Закона Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА
Выдержки и положения из 185-ФЗ

Фонд выполняет следующие функции:

  • рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  • принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
  • принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.

Деятельность Фонда контролируется Наблюдательным советом Фонда. Правительством Российской Федерации назначается председатель Наблюдательного совета и утверждается состав. Шесть членов - по представлению Президента Российской Федерации, пять членов - по представлению Правительства Российской Федерации, четыре члена - по представлению Федерального Собрания Российской Федерации (по два от каждой палаты), два члена - по представлению Общественной палаты Российской Федерации.

Фонд будет действовать до 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

В соответствии с положениями Закона, имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млрд. рублей, а также за счет доходов, получаемых корпорацией от инвестирования временно свободных денежных средств, и других законных поступлений.

Лимит для каждого субъекта Российской Федерации рассчитывается как произведение общего объема средств Фонда и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта Российской Федерации, по данным статистической отчетности на 1 января 2007 года, на общую площадь жилищного фонда Российской Федерации, по данным статистической отчетности на 1 января 2007 года, но не может быть более восьми миллиардов рублей и менее пятисот миллионов рублей.

При этом шестьдесят процентов установленного лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для каждого субъекта Российской Федерации направляется на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, сорок процентов - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Кроме того, возможно перераспределение средств в пределах лимита с переселения граждан на проведение капитального ремонта по обращению субъекта РФ.

Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Минимальная доля долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов определяется в процентах как умноженное на двадцать процентов частное от деления уровня фактической бюджетной обеспеченности такого субъекта Российской Федерации после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, сложившегося в среднем за 2005 и 2006 годы, на уровень фактической бюджетной обеспеченности после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, сложившийся в среднем за 2005 и 2006 годы, субъекта Российской Федерации, имеющего минимальный уровень данной бюджетной обеспеченности, и не может превышать пятьдесят процентов.

То есть, происходит сравнение уровней бюджетной обеспеченности данного субъекта РФ и худшего по стране по данному показателю.

Процент для Омской области сейчас предварительно просчитывается Минфином Омской области, а доведен будет впоследствии непосредственно Фондом, но уже сейчас понятно, что он будет близок к 50%.

Особо следует отметить, что при выделении субъектами Российской Федерации средств на долевое финансирование в меньшем объеме, чем установленный в соответствии данным требованием, финансовая поддержка за счет средств Фонда уменьшается и предоставляется в размере, соответствующем требованиям к долевому финансированию.

При этом обратной возможности - то есть увеличения объемов поддержки из Фонда, законом не предусматривается в принципе.

Как сделать капитальный ремонт?
Механизм реализации 185-ФЗ

Как отремонтировать свой дом за счет государства?

Получить деньги на капитальный ремонт многоквартирного дома или переселение из аварийного жилья сегодня можно достаточно быстро и просто. Жильцам многоквартирных домов нужно объединиться в ТСЖ или выбрать управляющую компанию и отправить соответствующую заявку в муниципалитет.

В конце апреля 2007 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию дал поручение о создании госкорпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ. Летом прошлого года Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» был принят. На счет Фонда было перечислено 240 миллиардов рублей, которые на определенных законом условиях должны быть переданы в регионы. В течение четырех лет, которые будет действовать Фонд, эти средства будут выделяться на капитальный ремонт и переселение конкретных многоквартирных домов.

Разумеется, этих 240 миллиардов явно недостаточно, чтобы обновить весь жилой фонд без исключения. Деньги получат лишь те дома, где инициативные собственники объединятся в товарищества собственников жилья (ТСЖ); сами выберут управляющую компанию и отправят заявки в муниципалитеты.

Первые заявки уже поданы и удовлетворены. Так, Челябинская область получила на 2008 год более миллиарда рублей, на которые отремонтируют 1617 домов.

Для чего создана госкорпорация — Фонд содействия реформированию ЖКХ?

Тарифы на ЖКХ растут, а качество услуг при этом не меняется. Некоторые дома не ремонтировались даже не по 15, а по 40-50 лет. При этом новый Жилищный кодекс возложил обязанности по содержанию домов на собственников квартир. Но хроническое недофинансирование коммунальной отрасли в прежние десятилетия привело к тому, что нынешние собственники просто не в состоянии оплатить капремонт дома и уж тем более переселение из аварийного жилого фонда. Именно поэтому необходимо было изыскать дополнительные средства. Для эффективной работы по реформированию ЖКХ президент Владимир Путин поручил создать специальный фонд, в который были перечислены бюджетные средства в размере 240 млрд. рублей. Деньги выделяются всем регионам, но лишь после выполнения властями субъекта Федерации и органами власти муниципальных образований условий, указанных в Федеральном законе «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Регионы должны создать условия для развития частного бизнеса в ЖКХ и создания ТСЖ, бизнес вкладывает в ЖКХ собственные средства, дома в большинстве своем будут обслуживаться не ДЭЗами и ЖЭКами, а частными управляющими компаниями, выбранными жильцами. Это позволит собственникам самим контролировать целевое использование уплаченных средств и в случае неудовлетворения работой управляющей компании заменять её.

Что должны сделать жители конкретного дома, чтобы получить эти деньги?

  1. Если в вашем доме еще нет ТСЖ, его необходимо создать, так как финансовую помощь получат дома, в которых есть товарищества собственников жилья, либо выбрана, а не навязана муниципалитетом управляющая компания. Процедура следующая: решение о создании ТСЖ в многоквартирном доме принимается на общем собрании жильцов и избирается председатель ТСЖ. За помощью в создании ТСЖ обратитесь в ваш орган местного самоуправления. Литературу по созданию и управлению ТСЖ можно приобрести в книжных магазинах или найти в интернете.
  2. Принять решение о софинансировании собственниками предстоящего ремонта в размере 5 процентов от общей стоимости.
  3. Жильцам на общем собрании необходимо принять решение об участии в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
  4. Направить это решение в ваш муниципалитет.
  5. Контролировать процесс включения вашего дома в программу через муниципалитет, исполнительные органы власти.

Как дом попадает в программу?

  1. Муниципалитет формирует общую заявку, включает ваш многоквартирный дом в муниципальную программу по проведению капитального ремонта и отправляет её главе исполнительной власти вашего региона.
  2. Руководство субъекта Федерации направляет в Фонд содействия реформированию ЖКХ оформленную в соответствии с требованиями законодательства заявку на предоставление финансовой помощи за счет средств Фонда.
  3. Специалисты Фонда проверяют поступившую заявку на предмет её соответствия условиям, предусмотренным Федеральным законом № 185-ФЗ и, в случае положительного решения, передают заявку на рассмотрение правления Фонда.
  4. Правление Фонда принимает решение о предоставлении региону финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах утвержденного для данного субъекта Российской Федерации лимита финансирования (лимиты для регионов - на сайте www.fondgkh.ru).

Каким образом выделяются деньги? Не разворуют ли деньги на ремонт?

Так называемые «окрашенные» деньги (деньги, которые невозможно потратить на иные цели) из Фонда через казначейскую систему направляются сначала на счет региона, затем в муниципалитеты. Муниципалитет, в свою очередь, эти средства перечисляет на специальный расчетный счет конкретного ТСЖ или управляющей компании, с которой ТСЖ/собрание жильцов заключило договор на управление домом. Причем граждане выбирают её самостоятельно, а не по указке местных чиновников. Соответственно, жильцы имеют возможность контролировать как освоение средств, так и качество работ.

В Фонде есть департамент мониторинга, внимательно отслеживающий цепочку прохождения платежей до конечного получателя. И если по пути следования средств обнаружится какая-либо недостача — это уже правонарушение, которое самым тщательным образом будет расследовано. Это абсолютно прозрачная схема, исключающая для недобросовестных чиновников возможность поживиться и предполагающая их ежегодную отчетность.

Можно ли потратить выделенные средства на какие-то другие нужды?

В соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ средства Фонда могут быть направлены только на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Средства, направляемые Фондом на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и их софинансирование за счет средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и собственников многоквартирных домов могут быть использованы только на финансирование видов работ, указанных в пункте 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:

  1. Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
  2. Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
  3. Ремонт крыш;
  4. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
  5. Утепление и ремонт фасадов.

Если же многоквартирный дом нуждается в проведении и других видов работ, то они могут быть профинансированы только за счет дополнительных расходов бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также собственников многоквартирных домов.

Кто будет следить за расходованием средств?

После принятия решения о предоставлении региону финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных адресных программ Фонд будет осуществлять непрерывный мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки.

В случае если по результатам мониторинга Фонд выявит нарушения, связанные с нецелевым использованием выделяемых средств, с использованием средств Фонда без долевого финансирования за счет бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов в установленном объеме, а также с невыполнением субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, государственной корпорацией будут приняты самые жесткие меры, вплоть до обращения в правоохранительные органы.

Какой срок предоставляется регионам на формирование заявок?

Согласно Федеральному закону № 185-ФЗ Фонд работает до 1 января 2012 года. При этом следует иметь в виду, что тем же самым законом на рассмотрение заявки Фонду выделено 30 дней. Таким образом, если последняя официальная заявка поступит 30 ноября 2011 года - Фонд будет обязан её рассмотреть. Однако если от региона до 1 января 2011 года в течение всех 4 лет не поступало ни одной заявки, его лимиты будут пересмотрены в пользу других регионов.

/информация предоставлена информационно-аналитическим отделом
Министерства строительства и жилищно-коммунального
комплекса Омской области, тел.: 24-64-18/

версия для печати