Омская Губерния
Портал Правительства Омской области

ОТРАСЛИ > Строительство и жилищно-коммунальный комплекс > Реформа ЖКХ

Порядок участия в программе капитального ремонта и программе переселения граждан из аварийного жилья

Установлен определенный порядок подачи заявок от субъектов Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита поддержки.

К заявке прилагаются следующие документы:

  • региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
  • копии нормативных правовых актов и иные документы, которые подтверждают выполнение субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями условий поддержки за счет средств Фонда;
  • перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования;
  • график ежегодного предоставления субъекту Российской Федерации или муниципальным образованиям средств Фонда.

Правление Фонда в течение тридцати дней со дня подачи заявок, принимает решение о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки и направляет данное решение в течение пяти рабочих дней со дня его принятия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

В первый год предоставления финансовой поддержки объем средств Фонда, предоставляемых субъекту Российской Федерации, а также средств, перечисляемых в местные бюджеты, не может превышать тридцать процентов лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для данного субъекта Российской Федерации. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в последующие годы осуществляется исходя из утвержденных лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в случае выполнения субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями предусмотренных Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Определена следующая процедура предоставления финансовой поддержки.

  1. Получателями средств Фонда, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (в случае подачи ими самостоятельной заявки). Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в местные бюджеты.
  2. Средства бюджета субъекта Российской Федерации распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации. Субъектом Российской Федерации может быть принято решение об определении муниципальных образований получателями средств Фонда. В этом случае субъект Российской Федерации представляет в Фонд перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления указанных средств в соответствующие местные бюджеты.
  3. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
  4. В течение семи дней со дня принятия решения орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
  5. В течение тридцати дней со дня получения уведомления, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:
    - уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
    - решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    - утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома.
  6. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных документов, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на данные банковские счета.

Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.

Средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

На уровне субъекта Российской Федерации необходимо наличие следующих документов и нормативно-правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья.

В Омской области приняты и действуют соответствующие нормативно-правовые акты:

  • областная целевая программа «Развития имущественных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Омской области» на 2005 - 2010 годы»;
  • Постановление Правительства Омской области «Об утверждении порядка предоставления мер государственной поддержки объединениям собственников жилья»;
  • Указ Губернатора Омской области «О грантах Губернатора Омской области для поддержки организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, и объединений собственников жилья».

Помимо этого разработаны проекты изменений в закон Омской области «О налоге на имущество», предусматривающие освобождение от уплаты ТСЖ налога на имущество, и в закон Омской области «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций» для предоставления пониженной ставки налога на прибыль товариществам собственников жилья.

В отношении выполнения в срок до 1 января 2011 года статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории муниципального образования - действует целевая программа Омской области «Формирование объектов недвижимости и управление ими в Омской области» на 2005-2008гг.

Выполняется требование о наличии нормативных правовых актов, предусматривающих не позднее 1 января 2010 года предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета). На территории Омской области оно реализовано Постановлением Правительства Омской области «Об установлении регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» и Постановлением Правительства Омской области «Об установлении размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения»;

На 2008 год приняты:

  • региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
  • региональная адресная программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов

Закон вводит принцип обязательного софинансирования мероприятий по капитальному ремонту и переселению граждан из аварийного жилищного фонда из средств бюджетов субъектов РФ, муниципалитетов и самих граждан. Согласно этому условию, не менее 5% от суммы за капитальный ремонт должны платить сами собственники жилья. Таким образом, для подготовки данной программы предстоит проделать огромную работу, в первую очередь, муниципалитетам;

Выделение средств бюджета субъекта Российской Федерации, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда реализуется в процессе формирования бюджета.

На уровне муниципального образования необходимо выполнить следующие условия:

  1. На территории муниципального образования предусмотрена деятельность коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации или муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов. Коммерческие организации могут выполнять в сфере ЖКХ следующие виды работ: осуществлять производство товаров, оказывать услуги по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению). Причем их доля должна составлять не менее 25% от общего числа осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования организаций коммунального комплекса.
  2. На территории муниципального образования должна быть организована деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов, и составляющих не менее чем пятьдесят процентов от общего числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования и управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) при условии управления такими организациями не менее чем пятьюдесятью процентами многоквартирных домов.
    Данное условие выполнено городом Омском, при этом ни один муниципальный район в настоящее время не соответствует требованию.
    Перспектива выполнения данного условия муниципальными районами - отрицательная в связи с тем, что до 98 процентов многоквартирных домов являются двухквартирными, на базе которых деятельность управляющих компаний в большинстве случаев не приемлема собственниками. В связи с этим проводится анализ путей реализации данного требования на базе муниципальных образований, в которых имеется достаточный удельный вес многоэтажного жилищного фонда;
  3. Наличие товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования,- в не менее чем пяти процентах многоквартирных домов. Требование выполнено на территории города Омска. Выполнение условия на территории прочих муниципальных образований с учетом соотношения многоэтажных и двухквартирных домов требует целенаправленной работы руководства муниципальных образований с населением;
  4. Необходимо наличие следующих документов и нормативно правовых актов утвержденных органами местного самоуправления:
    - правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья. Соответствующие правовые акты имеются в городе Омске и в трех муниципальных районах;
    - графиков проведения до 1 января 2011 года в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории муниципального образования;
    - правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета).

В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года полномочия по предоставлению субсидий передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при финансировании расходов на предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, на уровне субъекта как говорилось выше соответствующие акты приняты;

  • наличие графиков (в части тарифов на тепловую энергию и на водоснабжение и водоотведение), предусматривающих установление не позднее 1 января 2011 года указанных тарифов для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей. Проблема перекрестного субсидирования решена на территории всех муниципальных районов. В городе Омске принято Решение Омского городского Совета от 30 ноября 2005 года № 303 «Об установлении тарифов для населения на коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению» предусматривающее ликвидацию перекрестного субсидирования в 2010 году;
  • также требуется наличие правовых актов, предусматривающих не позднее 1 января 2010 года прекращение предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры. Соответствующие акты приняты в только городе Омске, муниципальным районам предстоит отработать данный вопрос;
  • наличие графиков, предусматривающих установление не позднее 1 января 2010 года тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры.

По информации РЭК, в состав тарифа, устанавливаемого РЭК, включаются все необходимые для осуществления безубыточной деятельности затраты организаций;

  • требуется наличие муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Работа в данном направлении ведется в городе Омске и муниципальных районах;
  • необходимы решения о выделении средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В этой связи необходимо особо отметить, что решение о включении объекта в муниципальную адресную программу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов принимается при наличии решений об участии в указанной адресной программе общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах.

Перечень документов, подтверждающих выполнение вышеназванных условий, утверждается наблюдательным советом Фонда не позднее 1 декабря 2007 года. В настоящее время он не утвержден.

Таким образом, для получения средств Фонда необходимо как на муниципальном уровне, так и на уровне субъекта, в кратчайшие сроки осуществить доработку нормативной базы:

  • в первую очередь, принять в установленном законом порядке муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда с последующим принятием подготовленных на их базе региональных адресных программ;
  • необходимо осуществить доработку нормативно-правовых документов, требующих предоставления финансовой поддержки, как на муниципальном уровне, так и на уровне субъекта.
  • провести мероприятия, направленные на приведение в соответствие:
  • соотношения численности коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале муниципальных образований в объеме не более 25 процентов;
  • соотношения численности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами с долей участия в уставном капитале муниципальных образований в объеме не более 25% и процентного соотношения управляемых ими многоквартирных домов;
  • соотношения численности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах.

По мнению специалистов Минстроя, большинство из этих условий выполнимы при планомерной работе и приложении усилий со стороны муниципальных образований.

/информация предоставлена информационно-аналитическим отделом
Министерства строительства и жилищно-коммунального
комплекса Омской области, тел.: 24-64-18/

версия для печати