Омская Губерния
Портал Правительства Омской области

Омская Губерния

Уважаемый Владимир Алексеевич,
депутаты Законодательного Собрания, жители Омской области!

В сегодняшнем выступлении я представлю отчет о деятельности Правительства Омской области в 2018 году, в том числе по выполнению инициатив и поручений Президента России Владимира Владимировича Путина.

В прошлом году мы начали подготовку к запуску в регионе национальных проектов. Сформировали соответствующие региональные проекты. На данный момент их 46. Мы активно работали с федеральными ведомствами по согласованию объемов их софинансирования. В результате на их реализацию до 2024 года мы защитили и планируем привлечь порядка 130 млрд. рублей федеральных средств.

За 2018 год нам удалось сократить долговую нагрузку областного бюджета с 77% до 69% от общего объема доходов.

Привлечение дополнительных федеральных средств и снижение долговой нагрузки на бюджет позволило нам не просто остаться на плаву, но и впервые за многие годы сформировать бюджет развития.

Национальные цели, поставленные Президентом России, касаются широкого спектра как социальных, так и экономических вопросов. Ключевые – это повышение рождаемости и продолжительности жизни, современное образование, создание среды для комфортного проживания не только в городе, но и в сельской местности, духовное и культурное развитие наших граждан.

Концентрированное внимание именно этим темам уделялось в регионе в 2018 году и будет уделяться в перспективе, чтобы ответить на наш главный вызов – сокращение численности населения Омской области.

Причин этому явлению несколько.

Во-первых, рождаемость. Омская область вместе со всей страной испытывает последствия демографического спада начала 90-х годов. Однако считаю неоправданным воспринимать этот факт как обстоятельство непреодолимой силы. Это прогнозируемый фактор, который необходимо учитывать при разработке стратегии развития региона.

Задача областного правительства – заблаговременно принимать комплекс действенных мер. Мы видим, что приложенные в прошлом году усилия дают положительный эффект.

Более полутора тысяч семей в 2018 году стали многодетными. По сравнению с предыдущим годом увеличилась доля третьих и последующих рождений. А всего у нас более 29 тысяч многодетных семей, в которых воспитываются 97 тыс. детей.

Была введена ежемесячная денежная выплата в связи рождением третьего или последующих детей, которую получили 3700 семей.

Выдано 3,5 тысячи сертификатов областного семейного капитала. Более 2 тысяч семей уже воспользовались ими и смогли улучшить жилищные условия, газифицировать дома или направить эти средства на образование детей.

Семьям с детьми в 2018 году выплачено на полмиллиарда больше пособий, чем в 2017 году. Общая сумма составила более 3 млрд. рублей.

За год в области появилось на свет 21 300 малышей, на 1 300 – меньше, чем годом ранее. Но динамика снижения рождаемости существенно замедлилась – почти в 3 раза.

Есть четкий тренд к стабилизации. Хотя пока еще и не рост, который я ставлю как перспективную задачу.

Позитивным считаю восходящий тренд роста средней продолжительности жизни в регионе. В 2018 году – это 72 года, с увеличением почти на полгода. Действительно хороший показатель. Однако напомню, что в Указе Президента цель – это 80 лет к 2030 году. Пока мы отстаем.

Вторая важная задача – снижение смертности, повышение эффективности медицинской помощи и развитие системы профилактики.

Прошлый год отмечен снижением смертности по ряду заболеваний. Наилучшие данные – по болезням органов дыхания, минус 5%. Но у нас остаются проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями – смертность от них за год увеличилась на 15%. Хотя мы принимаем меры. Бригады скорой помощи могут дистанционно передавать кардиограммы в областной кардиодиспансер, что позволяет своевременно диагностировать угрожающие жизни состояния. Усилен контроль за направлением пациентов в первичные сосудистые отделения и региональный сосудистый центр. Отдельное внимание уделяется медицинской реабилитации.

На покупку современного диагностического оборудования выделено 300 млн. рублей.

В 2018 году был приобретен 21 автомобиль скорой помощи, 66 автомобилей для участковых педиатров и терапевтов, 29 автомобилей для пациентов, нуждающихся в гемодиализе.

За счет средств резервного фонда федерального правительства приобретены 2 передвижных ФАПа и передвижной маммограф, 2 ангиографа в кардиодиспансер и Тарскую центральную районную больницу.

Фельдшерские акушерские пункты – основа развития сельского здравоохранения. За год 26 фельдшеров приступили к работе в них. Омская область одной из первых в стране приняла программу по открытию новых ФАПов. В планах на 2018 год их было 11. При поддержке федерального центра и за счет экономии в итоге приобрели 21. Но к концу года пациентов приняли только 4 ФАПа. Остальные вводились в эксплуатацию уже в 2019 году.

Также нарушены сроки ввода в эксплуатацию хирургического стационара городской детской больницы № 3 и поликлиники на 1000 посещений в смену на Левом берегу Омска.

Обращаю особое внимание на недопустимость срыва сроков ввода таких важных объектов. В прошлом году я уже принял кадровое решение по результатам, в том числе и этой работы.

В прошлом году проведены ремонтные работы в 106 медицинских учреждениях. На это направлено порядка 330 млн. рублей. А в целом на финансирование здравоохранения – более 32 млрд. рублей.

К сведению руководства этой, как впрочем, и других отраслей. Главным показателем эффективности вашей работы являются не объемы вложенных государством средств, а удовлетворенность жителей.

Почему наши больные старики оставляют последнее здоровье в очередях, в ожидании талона на прием? Считаю, что минздрав обязан в экстренном порядке реагировать на все жалобы жителей, тщательно разбираться с каждым случаем, и при необходимости расставаться с руководителями, которые не могут обеспечить доступность медицинской помощи, особенно если это касается детских учреждений.

***

Следующее направление – социальная поддержка, обеспечение условий для активного долголетия и здоровой жизни граждан старшего поколения.

За год отремонтировано 8 государственных учреждений соцобслуживания. Открыто 4 новых частных пансионата для пожилых людей и инвалидов на 150 мест. Более 200 тыс. человек пользовались услугами комплексных центров.

Несмотря на «тяжелый» бюджет, у нас сохранился высокий уровень социальной поддержки населения – 80 видов, половина из которых финансируется исключительно из областного бюджета. На это направлено более 10 млрд. рублей, в том числе 7,5 млрд. из бюджета области. По доле социальных расходов мы заняли 15 место среди 85 регионов.

***

Важнейшая задача для регионального правительства – это доступ наших детей к качественному и современному образованию. Через пару десятилетий страна будет в их руках, и сегодня обеспечить им такое образование – наша с вами личная ответственность.

Первые шаги в познании мира ребенок делает в детском саду. За год в детских садах создано 350 дополнительных мест, в том числе 185 для детей в возрасте до 3 лет. Показатель доступности дошкольного образования для детей младше 3 лет у нас на 5 процентных пунктов выше, чем в среднем по России.

Наша цель – 100% доступность мест как в яслях, так и в детских садах пока не достигнута. Более 4,5 тыс. ребятишек все еще ожидают своего места в дошкольное учреждение.

Следующий этап в жизни ребенка – школа. Отмечу, что на работу в образовательные организации региона в 2018 году пришло 720 молодых специалистов. Это существенное обновление кадров – четверть от общего количества работающих молодых учителей.

При этом доля аттестованных педагогических работников первой и высшей квалификационной категории составила 82,5% при плановом значении – 80%.

Но о каком образовательном процессе можно говорить, если с потолка капает вода? Сегодня нам необходима хорошая материальная база. На приведение в порядок образовательных организаций было направлено более 900 млн. рублей областных средств. После ремонтных работ в зданиях школ г. Омска и г. Тары создано более 3 тыс. новых учебных мест.

В районах области детей в школы и на дополнительные занятия начали возить 80 новых школьных автобусов.

Тем не менее, общее состояние школ и детских садов остается тяжелым. Поэтому программа реновации будет продолжена минимум еще на 3 года.

Даже то, что уже получилось сделать, дает результат. Улучшение элементарных условий для обучения, повышение профессионального уровня учителей и заинтересованности детей обеспечило неплохие итоги ЕГЭ. Повысился средний балл по русскому языку, по математике, по информатике. Выросло число выпускников, которые получили 100 баллов.

В олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня приняли участие более половины всех учеников.
40 школьников из Омской области прошли отбор для обучения в образовательном центре для одаренных детей "Сириус".

Кроме школы, очень важно, чтобы нашим детям было чем заняться за ее пределами. Дополнительным образованием у нас охвачено более 70% ребят в возрасте от 5 до 18 лет. Этот показатель в прошлом году вырос и теперь соответствует среднероссийскому.

Окончив школу, дети должны иметь выбор, куда пойти учиться. Главное, чтобы выбранная специальность была интересной, конкурентной и востребованной на рынке труда. Для абитуриентов в наших вузах открыты 160 направлений подготовки.

Доля профессиональных образовательных организаций, которые ведут подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям из "ТОП-50 профессий", увеличилась в 2 раза.

Отдельно хочу отметить успехи наших студентов в системе чемпионатов "Молодые профессионалы (WorldSkills)". В финале этого конкурса Омская область завоевала 4 медали.

Нам необходимо максимально эффективно использовать конкурентные преимущества региона и его научно-образовательный потенциал, обеспечить заинтересованность бизнеса в этом. Мы обязательно должны принять участие в проекте создания научно-образовательного центра международного уровня. Тогда интеграция усилий науки, образования, бизнеса и власти станет локомотивом развития инноваций, инвестиций и предпринимательской инициативы в регионе. Это позволит создать современные и интересные как для молодежи, так и для опытных специалистов рабочие места.

***

Задача формирования привлекательной для жизни среды не ограничивается поддержкой здравоохранения и образования. У омичей должна быть возможность самореализации в культурных, спортивных, молодежных и патриотических проектах. Это один из весомых аргументов в пользу выбора места жительства.

В 2018 году Министерством культуры Российской Федерации Омская область признана одним из 10 лучших регионов по развитию культуры.

В ноябре после масштабной реконструкции состоялось открытие театра "Галёрка" – знаковое событие для омской культуры. Кроме того, мы построили дома культуры в Чернолучье и Больших Уках. Выполнили ремонты и оснастили 74 объекта. Такого масштабного обновления учреждений в селе не было очень давно. В целом на оснащение и ремонт направлено порядка 230 млн. рублей.

При поддержке Президента России Владимира Владимировича Путина обновлен инструментальный фонд Симфонического оркестра Омской филармонии и музыкального училища им. В.Я. Шебалина. Это духовые, струнные и клавишные инструменты.

Одним из наиболее ярких музыкальных событий года стал Международный конкурс скрипачей им. Ю.И. Янкелевича, проведение которого мы возобновили после пятилетнего перерыва. Заметными событиями стали концертные проекты в формате «опен-эйр»: «Симфопарк», «JazzПарк» и «СимфоРокПарк». Их посетили более 20 тыс. омичей и гостей нашего города.

На 17-х молодежных Дельфийских играх омские ребята впервые за последние годы завоевали сразу две золотые медали и стали дипломантами в двух номинациях. Наша область удостоена чести провести Дельфийские игры в 2020 году. Это результат поддержки Министра культуры России Владимира Ростиславовича Мединского.

Возобновлен областной молодежный форум "РИТМ", который не проводился 2 года. В нем приняли участие 450 активистов. Выданы гранты на 15 проектов. Также в прошлом году создан центр молодежного инновационного творчества.

Молодежные проекты очень важны для вовлечения юных, неравнодушных омичей в решение острых проблем, для создания в регионе креативных пространств и новых точек притяжения.

Не менее значимы и спортивные проекты. Отдельное внимание требуется любительскому и массовому спорту. В течение года отремонтированы спортивные объекты в Седельниковском и Крутинском районах для проведения областных спортивно-культурных праздников "Королева спорта" и "Праздник Севера".

В тестировании Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "ГТО" приняли участие почти 30 тыс. человек, каждый третий сумел завоевать отличительный знак.

Наши профессиональные спортсмены на всероссийских и международных спортивных мероприятиях выиграли более одной тысячи медалей различного достоинства.

Продолжено строительство хоккейной академии "Авангард" в Омске. Уже этой осенью она откроет свои двери и станет центром развития юношеского хоккея в Сибири.

Проблема, которой еще предстоит заняться, это отсутствие современных залов для игровых видов спорта и единоборств.

Самым печальным событием прошлого года, стала потеря хоккейной арены. Мы предпринимаем все усилия для скорейшего возвращения в Омск любимой команды «Авангард». На сегодняшний день федеральным центром согласовано выделение 5 млрд. рублей на реконструкцию «Арены – Омск».

***

Теперь о самой болезненной и злободневной теме – снижении уровня бедности. Несмотря на то, что по статистике за прошлый год реальная заработная плата в регионе выросла на 10%, в абсолютных цифрах мы по-прежнему отстаем от соседей. Напомню, что наша задача – ежегодное 15% увеличение. Так что, результат пока на тройку с плюсом.

Медленнее, чем хотелось бы, но экономика оживает. Главный показатель – рост потребительской активности населения. Увеличился оборот розничной торговли. И хотя мы вышли из отрицательных величин, рост на 2,1 % – это не та динамика, которую хотелось бы видеть.

Продолжается работа по выявлению теневой занятости. За минувший год более 8,5 тыс. жителей, ранее не имевших трудовых договоров, узаконили свои отношения с работодателями. В налоговых органах зарегистрировано порядка 9 тыс. индивидуальных предпринимателей и глав КФХ, ранее осуществлявших предпринимательскую деятельность без регистрации.

После вмешательства контролирующих органов, в том числе прокуратуры, обеспечена выплата работникам задержанной заработной платы в размере 148 млн. рублей.

***

Один из важнейших индикаторов уровня жизни населения – это обеспеченность качественным жильем. У нас начала действовать областная программа льготного ипотечного кредитования. В ней предусмотрено снижение процентной ставки по ипотечным займам до 6% годовых, а также предоставление займа на оплату части первоначального взноса под 3%. За 7 месяцев действия программы с ее помощью улучшили жилищные условия более 160 семей, выдано 45 займов на первоначальный взнос. Этого мало. В текущем году количество участников программы должно быть увеличено в разы. Ставлю это на вид министерству строительства.

Остается много вопросов с обеспечением жильем льготных категорий граждан. Детей-сирот, у которых наступило право на получение жилья, более 5 тысяч. При этом за прошлый год им предоставлено только 222 квартиры. Мы понимаем, что без федеральной поддержки этот вопрос нам не решить.

Теперь о программе капитального ремонта в многоквартирных домах. Участие в ней приняли 362 дома, но в рамках программы было запланировано намного больше. В 2018 году с программой мы не справились. Она провалена. Кадровые решения были приняты. Теперь необходимо наверстывать упущенное, заранее учитывая новые требования федерального законодательства по разработке проектно-сметной документации и отбору подрядных организаций.

Прошу обратить внимание на порядок использования денежных средств граждан на спецсчетах. Предварительная информация показывает, что не всегда эти деньги используются по назначению. Вместо капитального ремонта их направляют на текущий ремонт или благоустройство дворов. Обращаюсь к жителям многоквартирных домов. На спецсчетах ваших домов накоплено более 1 млрд. рублей. Требуются именно ваши решения, чтобы направить эти деньги на капитальный ремонт.

Болевой точкой остается вопрос предоставления земельных участков многодетным семьям. Очередь не сокращается. Необходимо искать решение, возможно, предлагать альтернативу в виде денежной компенсации.

***

Теперь о главном для нашей жизни факторе – экологической безопасности, охране окружающей среды. Эти вопросы по-прежнему остаются важнейшими для области и в первую очередь для города Омска.

Напомню, более года назад был разработан и теперь реализуется План мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух, в рамках которого создан Центр экологического мониторинга и оперативного реагирования. Действует передвижная экологическая лаборатория, оснащенная автоматическими газоанализаторами.

Есть примеры успешной профилактической работы. Согласованы мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу со 120 предприятиями, заключены соглашения об экологическом партнерстве еще с 12-ю. Это далеко не 100% охват. Необходимо продолжать работу в этом направлении.

Теперь по реформе обращения с твердыми коммунальными отходами. К сожалению, новую систему обращения с ТКО мы запустили только с 1 апреля текущего года. Регионального оператора выбрали на конкурсной основе с четвертой попытки. Не решен вопрос с полигонами для захоронения отходов, нет должным образом обустроенных площадок временного накопления. Даже мусор порой не вывозится своевременно. Надо сказать спасибо общественным организациям и политическим партиям, которые своим ежедневным контролем заставляют регоператора выполнять свои обязательства.

Сейчас наша задача – пересмотреть нормативы накопления коммунальных отходов. Снизим нормативы, значит снизим тарифы для граждан. И главное – за неоказанную услугу плата взиматься не должна.

***

Об экономическом развитии. В прошлом году у нас на 2% снизились объемы промышленного производства. Упали показатели по напиткам и пищевым продуктам, производству химических веществ, пластмасс.

Важно отметить, что производство нефтепродуктов, которое имеет весомую долю в промышленности региона, в прошлом году выросло почти на 5%, при этом по России рост всего на 1,8%.

Объем отгруженных товаров обрабатывающих производств вырос более чем на 20%. По показателю отгрузки мы вторые в Сибири и находимся в двадцатке лучших по России.

Отмечу важнейший для развития показатель. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10%. Такой динамики мы не наблюдали с 2013 года. Это главный индикатор деловой активности. Наибольший рост показали такие важные для нас отрасли, как сельское хозяйство и промышленное производство.

***

Остановлюсь на мерах, принятых региональным правительством для формирования благоприятной инвестиционной среды.

В рамках бюджета развития возвращены субсидии и гранты предпринимателям, реализован механизм субсидирования затрат организаций на создание инфраструктуры.

При участии Правительства Омской области федеральным Фондом развития промышленности профинансирован ряд крупных инвестиционных проектов. Для обеспечения возможности финансирования проектов малого и среднего бизнеса создан региональный Фонд развития промышленности.

В прошлом году подписано соглашение с компанией «Содружество-Сибирь» о реализации инвестиционного проекта по созданию в Омском районе агрологистического центра по перевалке зерновых и масличных культур с объемом инвестиций 2 млрд. рублей.

Также в декабре предварительно одобрен, а в феврале этого года подписан первый специальный инвестиционный контракт между Минпромторгом России, Правительством Омской области и ООО "Газпромнефть – Каталитические системы". Объем инвестиций – 21 млрд. рублей.

***

Важным фактором развития экономики Омской области является обеспечение добросовестной конкуренции в регионе. Согласно рейтинговой оценке Минэкономразвития России, мы первые в СФО и четвертые среди всех регионов по содействию развитию конкуренции.

Постепенно улучшаем наши позиции и в вопросах государственно-частного партнерства. Уже сегодня на территории области действуют 46 и планируются к заключению еще 10 концессионных соглашений. Этот инструмент взаимодействия инвестора и власти планируется применить и с аэропортом "Омск – Федоровка". Минтранс России поддержал проект его строительства в рамках концессионного соглашения, в котором участвуют инвестор, федерация и область. Вопрос не закрыт, но после многих лет подвешенного состояния появилась реальная перспектива.

По инициативе предпринимательского сообщества установлена нулевая ставка в отношении движимого имущества. У регионального бюджета при этом возникли выпадающие доходы. И мы сознательно выбрали этот вариант, ориентируясь исключительно на интересы развития местного бизнеса.

Расширен перечень случаев, в которых не требуется получение разрешения на строительство линейных объектов. В результате за год по ускоренной процедуре подключено около 200 потребителей. Этот проект также долгие годы лежал под сукном и теперь увидел свет. Эффект налицо.

Утвержден новый порядок начисления арендных платежей за земельные участки, предоставляемые предпринимателям без торгов. Снижена с 30% до 10% выкупная стоимость арендуемой земли. Отдельные льготы введены по аренде участков под объектами социальной сферы.

На месяц сократили сроки получения разрешения на строительство, на 10 дней – время постановки на кадастровый учет. В условиях современного ведения бизнеса для предпринимателя время – это деньги, так что сокращение бюрократических процедур выгодно всем.

В результате в Национальном рейтинге инвестиционного климата Омская область улучшила свое положение на 7 позиций.

Одним из лидеров по объемам государственной поддержки в традиционно выступило сельское хозяйство. Суммарный объем бюджетного финансирования сельхозпроизводителей превысил 2,8 млрд. рублей. Активное внедрение льготного кредитования позволило привлечь в сектор АПК более 12 млрд. рублей по ставке 5% годовых и ниже. Аграриями региона приобретено более 1300 единиц сельхозтехники и оборудования на сумму около 3 млрд. рублей. Но технику нужно обновлять более высокими темпами.

Финансовая помощь позволила аграриям достойно справиться с трудностями. Как вы помните, дважды за год мы были вынуждены ввести режим чрезвычайной ситуации из-за неблагоприятных погодных условий. Несмотря на это собрано 3,2 млн. тонн зерна, что позволило области занять 12 место среди регионов России и 2 место в СФО. Выражаю благодарность всем, кто трудился и в форс-мажорных условиях добился такого результата.

В рамках объявленного "Года плодородия" мы внедрили механизм компенсации затрат на приобретение минеральных удобрений, а также сельхозтехники для их внесения. Втрое увеличена площадь ежегодного агрохимического обследования почв. Субсидирование затрат на минеральные удобрения продолжено и в текущем году.

Стабилизировалась ситуация в молочном животноводстве. Во всех категориях хозяйств произведено 616 тыс. тонн молока, это выше уровня 2017 года. Молочная продуктивность коров возросла на 5% и составила 4,7 тыс. килограммов в год. Получен максимальный показатель по продуктивности за последние 20 лет. Конечно, это прорыв. Но мы должны конкурировать с лучшими в этом плане регионами, а не с собственными показателями прошлых лет.

Существенно усилились наши позиции по экспорту сельхозсырья и продовольствия. Сегодня в структуре экспорта региона продукция АПК уже занимает второе место после нефтехимии. Экспортные поставки превысили уровень 2017 года в 1,5 раза, а по злаковым – в 4 раза. Это стало возможным благодаря выходу на новые рынки дальнего зарубежья. Рассматриваю дальнейшее развитие этого направления как наиболее перспективное.

Именно сегодня, когда на мировых рынках зерновых спрос регулярно превышает предложение, мы должны включить все наши ресурсы. Юг и центральная часть России, традиционные производители и экспортеры зерновых, уже и так на пределе своих возможностей, а у нас огромный задел по мощности. Но по факту мы зависим от трейдеров. В регионе должна быть учреждена своя, омская экспортно-логистическая компания именно нашими сельхозтоваропроизводителями, а не посредниками. Научились выращивать зерно – научимся и торговать.

***

О малом бизнесе. Его поддержка остается одним из ключевых направлений региональной политики вне зависимости от отраслевого вектора развития. Этот сектор в Омской области насчитывает 68 тыс. субъектов. Последние 3 года их число остается практически на одном уровне. При этом в прошлом году впервые зарегистрировались 12 тыс. предпринимателей, что демонстрирует активный запрос на создание и развитие новых бизнесов. А новый предприниматель – это производства, рабочие места и поступления в бюджет.

Позитивная динамика в секторе обусловлена в том числе расширением господдержки. На развитие малого и среднего бизнеса было направлено более 180 млн. рублей, из них почти 140 млн. рублей областного бюджета.

В Омской области создана инфраструктура сопровождения бизнеса, которая получила одобрение Минэкономразвития России. В нацпроекте ставится задача объединения всей этой инфраструктуры в рамках единого центра "Мой бизнес". В него также вольется центр развития сельхозкооперации и центр "доращивания" малых компаний до поставок крупнейшим корпорациям.

Все вышеперечисленное – вызов для команды Правительства Омской области. Мы должны дать предпринимательскому сообществу внятный сигнал о том, что готовы и будем поддерживать бизнес, ставящий целью развитие – своё и своего региона.

***

В современных условиях главной нашей задачей стало налаживание внешнеэкономических связей, поддержка экспортной деятельности. Принятые меры достигли своей цели. Внешнеторговый оборот Омской области впервые с 2015 года превысил 1 млрд. долларов. Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из более чем 90 стран.

Омский региональный центр поддержки экспорта занял 3 место в стране, по оценке Российского экспортного центра. В активе нашего центра 57 экспортных контрактов субъектов малого и среднего бизнеса.

Усилено направление по торговым операциям с Китаем. Мы продолжаем практику создания торговых домов Омской области. Удалось наладить поставки омской продукции в центральные и южные провинции Китая. Наши результаты участия в крупнейшей выставке «SIAL» признаны лучшими среди российских регионов.

Главным международным событием для нас в этом году станет XVI Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. Для нас организация столь важного события не только большая ответственность, но и возможность продемонстрировать потенциал нашего региона и гостеприимство наших жителей.

***

Отмечу, что все наши усилия будут недостаточны, если мы упустим один из самых важных трендов развития сегодняшнего мира – инновационный.

При поддержке Правительства Омской области и депутатского корпуса было принято решение о создании Института радиофизики и физической электроники на базе Омского научного центра Сибирского отделения РАН.

Для создания полноценного инновационного сектора Омская область обладает всем необходимым потенциалом – академической, отраслевой и вузовской наукой. В регионе более 60 организаций, которые так или иначе связаны с научной деятельностью.

Сегодня необходим тщательно проработанный, комплексный план действий по созданию в Омской области территории "умной" экономики, локомотивом которой станет продукция высокотехнологичных отраслей и информационные технологии. Обращаю особое внимание всех членов правительства на данное направление работы.

***

Следующий важнейший момент – развитие инфраструктуры. Начну с градостроительной деятельности. Подготовлено 13 новых проектов, а также внесены изменения в 26 действующих генеральных планов муниципальных образований Омской области. Генпланами сейчас обеспечено 390 из 392 поселений, однако 155 генпланов не соответствуют действующему законодательству, в том числе и генплан города Омска. Это является сильнейшим сдерживающим фактором развития населенных пунктов и резко снижает их инвестиционную привлекательность. Если мы думаем о развитии, то эту работу необходимо срочно завершать.

***

Первоочередной задачей Правительства Омской области остается строительство и ввод проблемных домов. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию 4 из них. 600 дольщиков получили квартиры. Считаю такие темпы недостаточными. У нас еще 29 домов! Прошу минстрой не манипулировать «дорожной картой». За это уже пострадали предыдущие руководители отрасли. Проблема обманутых дольщиков тянется много лет. В короткие сроки без федеральной помощи нам ее не решить.

***

Теперь о коммунальной инфраструктуре. В рамках региональной программы выполнены работы по газификации в 25 сельских населенных пунктах, построено 228 км. сетей газораспределения, газифицировано более 6 тыс. квартир. Уровень газификации жилого фонда природным газом на 1 января текущего года составил 31 %. Это первое место в СФО. Тем не менее, темпы газификации считаю неудовлетворительными. Мы должны услышать мнение населения, где нужен газ, а где другие виды топлива.

Завершилось строительство объектов электроснабжения на подстанциях "Восход" и "Нефтезаводская".

В Омске введены в эксплуатацию сети промышленного интернета, которые станут основой для создания инфраструктуры "умного города". Это открывает широкие перспективы для сбора данных и их использования в принятии градостроительных, транспортных и иных инфраструктурных решений.

***

Следующий вопрос – дороги и транспорт. Дорожный фонд Омской области составил около 7,7 млрд. рублей. Введено в эксплуатацию 44 км. дорог, завершены работы по строительству и реконструкции 12 км. дорог. Выполнен текущий ремонт 112 км. региональных и межмуниципальных дорог.

В рамках проекта "Безопасные и качественные дороги" в Омской агломерации отремонтировано 77 км. автомобильных дорог, установлены светофоры, дорожные знаки, пешеходные ограждения, нанесена разметка. В результате количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий сократилось с 70 до 22.

До конца года будет установлено 9 автоматических пунктов весогабаритного контроля по ключевым транзитным направлениям. Мы должны это сделать, чтобы сохранить опорную сеть наших дорог. Больно смотреть, как крупнотоннажный транспорт, идущий зачастую с двойным перегрузом, втаптывает в грязь наши труды и деньги. Пора это прекращать.

В прошлом году предоставлены субсидии на организацию транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам в сумме более 195 млн. рублей, из которых 70 млн. рублей – бюджету г. Омска. В результате городской автобусный парк обновлен почти на половину – закуплено 220 машин разного класса. Теперь новыми автобусами необходимо правильно распорядиться, поставить на маршруты. У каждого омича должна быть возможность свободно перемещаться по городу и области, не испытывая дискомфорта из-за переполненных либо отсутствующих автобусов.

Обращаю внимание министерства промышленности и транспорта, что недопустимо принимать такие решения без учета мнения населения.

По запросам населения введено курсирование дополнительного электропоезда по маршруту «Омск-Исилькуль», продлен до станции Драгунская маршрут «Московка-Любинская», увеличена интенсивность движения по нему.

География рейсов омского аэропорта пополнилась новыми направлениями: Казань, Самара, Красноярск, Екатеринбург, Салехард, Сургут, Новый Уренгой, Нижневартовск, Краснодар, Москва (Внуково). Впервые за многие годы пассажиропоток аэропорта «Омск-Центральный» превысил планку в 1 млн. человек.

Уважаемый Владимир Алексеевич, уважаемые депутаты!

В представленном докладе я коротко отразил самые важные, на мой взгляд, моменты, касающиеся работы областного правительства в 2018 году. Как вы видите, ситуацию пока нельзя назвать гладкой. Тем не менее, мы можем констатировать, что изменения происходят.

Мы имеем все шансы на развитие. В область приходят деньги. Мы приступили к активному участию в национальных проектах. Первые шаги всегда тяжелы, но с учетом конструктивной позиции депутатского корпуса я уверен в успехе.

Омская область была и остается привлекательной в экономическом и геополитическом плане. Конкуренция со стороны наших соседей – это дополнительный фактор, благодаря которому мы вынуждены ставить для себя заведомо более высокую планку. Упорный труд, целенаправленность усилий, консолидация всех политических и общественных сил, бизнеса и власти – вот рецепт нашего успеха.

Спасибо за внимание!

 

 

 

версия для печати